Мы в VK
Баннер
<!-- Yandex.Metrika counter -->
<script type="text/javascript">
(function (d, w, c) {
(w[c] = w[c] || []).push(function() {
try {
w.yaCounter43011124 = new Ya.Metrika({
id:43011124,
clickmap:true,
trackLinks:true,
accurateTrackBounce:true
});
} catch(e) { }
});
var n = d.getElementsByTagName("script")[0],
s = d.createElement("script"),
f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); };
s.type = "text/javascript";
s.async = true;
if (w.opera == "[object Opera]") {
d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false);
} else { f(); }
})(document, window, "yandex_metrika_callbacks");
</script>
<!-- /Yandex.Metrika counter -->
medal 2015
Home Архив новостей Октябрь Интеллектуальный марафон

Интеллектуальный марафон

19 октября в НОУ "ООШ"Истоки" состоится школьный интеллектуальный марафон среди 5-9 классов.

Ознакомиться с Положением 
Положение О школьном интеллектуальном марафоне
 

Раздел 1. Общие положения школьного интеллектуального марафона.
Цели и задачи марафона.
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно - мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов его поведения, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно: интеллектуальная, эмоционально-волевая, а также сфера социальных навыков.
Интеллектуальный марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие этих сфер личности. Участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно - мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно - мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).
Если традиция проведения школьных интеллектуальных марафонов стала неотъемлемой частью учебного процесса, то она дает возможность каждому ученику:
•    продемонстрировать приобретенные им общеучебные умения и навыки;
•    проявить интеллектуальные способности;
•    раскрыть многогранность своих интересов.
Тем самым у ученика формируются стимулы саморазвития.
Школьный марафон дает хорошую возможность учителям лишний раз продемонстрировать, что любой школьный предмет значим, как часть общечеловеческой культуры. Проведение марафона является не-формальным срезом уровня и качества школьного обучения, а поэтому он может служить для администрации элементом внутришкольного контроля.
Ну и наконец, школьный интеллектуальный марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием!
Структура марафона.
Школьный интеллектуальный марафон (ежегодно) включает в себя:
•    подготовку заданий для учащихся;
•    подготовку ответов и решений с рекомендациями по проверке;
•    составление расписания работы учащихся и учителей в дни проведения марафона;
•    объяснение учащимся правил и порядка проведения марафона;
•    предварительный инструктаж педагогов;
•    подготовку базы данных для компьютерной обработки результатов;
•    письменное выполнение учащимися предложенных заданий;
•    проверку специалистами выполненных заданий;
•    обсуждение с учащимися различных решений и ознакомление их с результатами проверки;
•    апелляции;
•    обработку полученных результатов;
•    подведение итогов;
•    общешкольное освещение результатов и итогов;
•    награждение победителей;
•    анализ проведенного марафона школьными службами и всеми заинтересованными лицами.
Общая концепция составления заданий.
В основу концепции положен культурологический подход к оценке знаний учащихся, учитывающий разный уровень подготовки учеников и разнообразие их склонностей и интересов.
Подавляющее большинство заданий "Интеллектуального марафона" составляются таким образом, что для успешного их решения не требуется знаний, выходящих за рамки школьной программы. Тем не менее, одни задания предполагают, что учащийся имеет глубокие знания в какой-то отдельной области, а другие рассчитаны на общую эрудицию ученика.
Все задания должны быть сформулированы четко, лаконично, с использованием известных школьнику терминов и быть для него интересными. Они предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, предвосхищать и прогнозировать результат, "включая" интуицию, воображение и фантазию.
Задания должны быть разнообразными по форме: тестовые; вопросы, требующие односложных ответов или кратких пояснений; задачи, предполагающие подробные обоснования, рассуждения, выкладки. Предпочтительны задания, имеющие не единственный способ решения, и вопросы с многовариантными ответами. Важно, чтобы задания различались по уровню сложности. Обязательно наличие "утешительных", то есть решаемых всеми учениками, заданий и тех, с которыми в итоге справляются немногие.
На нашем школьном марафоне учащимся 5 – 9 классов предлагаются задания по четырем циклам: математика, естествознание, культурология и языки.
Каждый цикл включает в себя задания разного уровня трудности и максимально разнообразные по тематике.
Как это видно из названия, цикл "Математика" содержит вопросы и задачи, связанные со школьными курсами математики, алгебры, геометрии, информатики.
Тематика вопросов цикла "Естествознание" связана с такими предметами, как природоведение, биология, экология, физическая география, физика, химия.
Цикл "Культурология" может включать в себя задания по истории, литературе, музыке, изобразительному искусству, обществознанию.
Цикл "Языки" состоит из двух блоков: один из них содержит вопросы по русскому языку и языкознанию; другой - по изучаемым в школе иностранным языкам и страноведению.
Предложенное нами разделение предметов условно и ежегодно изменяется в зависимости от школьного учебного плана с учетом специфики конкретной параллели.
Составляя задания, необходимо помнить о том, что их выполнение ограничено по времени, следовательно, они не должны требовать от ученика громоздких решений или написания "сочинений". Этим же фактором определяется и количество заданий в каждом цикле. Соблюдение этих требований позволяет сравнительно быстро и качественно осуществлять проверку решений. Ее четкость зависит также от наличия решений и ответов, заранее подготовленных составителями, и рекомендаций по проверке. В этих рекомендациях должно быть учтено, что важен не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Кроме того, существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли. Следует также предусмотреть, что задание может быть выполнено не полностью, в этом случае имеет смысл оценивать каждый результативный шаг или любую содержательно - интересную идею определенным количеством баллов.
Учащимся 1 – 4 классов предлагаются интегрированные задания из разных предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.
Раздел 2. Организация и проведение школьного интеллектуального марафона.
Проведение марафона.
На проведение конкурса  отводится целый учебный день. Ученики распределяются по кабинетам согласно заранее известному расписанию. Для того, чтобы каждый ученик работал самостоятельно, он должен сидеть за партой один или, если такой возможности нет, с учеником из другого класса. Для организации работы  в каждом кабинете предусматривается  дежурный учитель.
После того как дежурные учителя в установленном порядке сдачи координатору марафона работы учащихся, он осуществляет сортировку работ учащихся по циклам (и блокам). К этому моменту координатор имеет точные данные о количестве участников марафона в каждой параллели, и его обязанность - просчитать собранные работы и убедиться в том, что ни в одном из циклов не потеряна ни одна работа. Все работы каждого цикла (блока), разложенные по параллелям, передаются председателю комиссий. На этом завершается работа в этот день.    
Проверка работ учащихся и обработка результатов.
Для проверки работ каждого цикла создается комиссия из учителей. Первое заседание каждой комиссии проходит, как правило, на следующий день после проведения марафона. На этом заседании определяются порядок разбора с учениками всех заданий марафона и порядок проверки. Учителя получают тексты решений заданий в классах, в которых они работают, для того чтобы на своих ближайших уроках провести подробный разбор.
Все работы каждой параллели на первом этапе проверяются одним учителем согласно заранее разработанным рекомендациям. Это позволяет уже на первом этапе проверки оценивать одинаковые достижения учащихся одним и тем же количеством баллов. Если какие-то из заданий (чаще это встречается в циклах "Естествознание" и "Культурология") имеют предметную специфику, то они проверяются специалистом. Каждая работа проверяется по крайней мере дважды: учителем (желательно не преподающим в данном классе) и председателем комиссии цикла (блока), утверждающим итоговый результат.
По мере завершения проверки все работы раздаются учащимся. Ознакомившись с результатами проверки, ученики могут задать вопросы председателю соответствующей комиссии, который при необходимости имеет право на пересмотр оценки. Все работы возвращаются председателям комиссий, после чего комиссия собирается еще раз, с тем, чтобы обсудить возможность поощрения особо оригинальных решений, утвердить результаты проверки и заполнить протоколы цикла по всем классам. Эти протоколы передаются заместителю координатора марафона для компьютерной обработки. Тщательная проверка работ, апелляции, внесение баллов в протоколы и утвеждение результатов проверки занимают около недели.
Для эффективной обработки полученных данных используется компьютерная программа, позволяющая получить полную картину результатов каждого участника как по отдельному циклу, так и по сумме многоборья, что дает возможность подвести окончательные итоги соревнования. При необходимости может быть получена информация об успешности выступления отдельных классов или параллелей (в целом или по определенному циклу). Кроме того, возможен статистический анализ выполнения:
•    конкретного задания;
•    заданий цикла в классе;
•    заданий цикла по всем классам.
Подведение итогов соревнования.
После обработки результатов каждого участника определяются победители и призеры школьного марафона в каждом классе (по каждому циклу и в сумме многоборья). Таблицы результатов всех участников передаются координатору марафона.
Для всеобщего обозрения вывешиваются результаты лучших. Все результаты учеников класса получают их классные руководители, поэтому каждый из учеников имеет возможность соотнести свои достижения с лучшими результатами. Такую же возможность имеют и родители учащихся.
Наиболее интересные работы и оригинальные решения помещаются на стенды учебных кабинетов.
Награждение победителей и призеров марафона проводится в торжественной обстановке примерно через неделю после его проведения. По традиции специальные школьные грамоты вручаются в каждом классе  трем участникам, показавшим наилучшие результаты по сумме многоборья и победителям соревнований в каждом цикле.
Использование результатов марафона в дальнейшей учебной деятельности.
Соревновательные итоги марафона дают возможность объективно сформировать команду школы для участия в городских этапах, конкурсах. Но школьный интеллектуальный марафон не является разовым обособленным мероприятием. Награждение призеров и формирование школьной команды подводит итог работы большинства учеников и дает старт следующему этапу работы педагогического коллектива.
На ближайших заседаниях методического совета проводится полный и детальный анализ успешности выполнения заданий марафона в конкретной предметной области. Это дает возможность с одной стороны оценить качество предложенных школьникам заданий, а с другой - сделать выводы об успехах (неудачах) работы  конкретных классов, отдельных учителей.
Качество выполнения конкретных заданий марафона используется для корректировки содержания и методики урочной деятельности в отдельных классах. Некоторые из выявленных проблем могут быть решены изменением тематики или формы дальнейшей внеурочной деятельности.
Особое внимание обращается на учеников, которые не вызывали беспокойств в текущей учебной работе, но показали на марафоне низкий результат в конкретной предметной области. Выявив причину неуспеха, учителя в случае необходимости планируют индивидуальную работу с этими учащимися.
Мы Вконтакте!
5